Выставочный проект
в рамках национального проекта «Культура» Министерства культуры Российской Федерации
«Народное творчество – Душа России»
(«Ингушские мотивы в душе России»)
Государственный центральный музей современной истории России
03 – 30 октября 2019 г.
Народные художественные промыслы представляют собой уникальный пласт любой национальной культуры. Это особая область художественного творчества, бесконечно разнообразный мир художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Ингушские мастера, перенявшие и сохраняющие опыт и мастерство наших предков, создают замечательные работы, настоящие произведения изобразительного искусства.
Как и у других народов Кавказа, богатое местное сырьё и удивительное трудолюбие, прекрасно развитое чувство прекрасного способствовали, наряду с промыслами, развитию в ингушской среде многогранной национальной культуры. К сожалению, большая часть материальной культуры народа была утеряна из-за депортации в Среднюю Азию и Казахстан в 1944 году, а то немногое, что удалось сохранить и восстановить, было утеряно и уничтожено в ходе военизированного выселения ингушей из Пригородного района и г.Владикавказа осенью 1992 года и боевых действий в Чечне 1994-96 годов. Уникальные предметы местного ювелирного искусства, оригинальные войлочные изделия, и многое другое не сохранилось даже в музеях.
Из всех кустарных промыслов в Ингушетии в прошлом, особое место занимал шерстяной промысел, что было связано с богатой сырьевой базой. Техника изготовления войлочных ковров была схожа с техникой изготовления в других регионах Кавказа, и считалось исключительно женским занятием.
Ингушские мастерицы с древнейших времён занимались портняжным, ткацким ремеслом: плели всевозможные тесёмки, галуны из серебряных, золотых и простых ниток. Уже в III тысячелетии до н.э. выращивали лён, который шёл на производство ткани. В народной памяти сохранились имена искусных мастеров, которые передавали свое творчество из поколения в поколение. Сегодня, ингушские художники-модельеры в своих коллекциях сохраняют красоту, простоту и сдержанность кроя, воссоздают древние орнаменты украшений одежды.
Благодаря своему выгодному географическому положению и наличию горных руд на поверхности, Кавказ в I тысячелетии до н.э. являлся одним из крупнейших очагов металлопроизводства. Ингушские мастера-ювелиры в совершенстве владели такими сложными техниками, как гравировка, инкрустация, филигрань, чернение, чеканка. Современные ювелиры продолжают традиции предков, проявляя свой талант в изготовлении оружия, мужских женских украшений и развиваются в русле общеевропейских художественных стилей, сохраняя при этом на¬циональные особенности. Высокий уровень ремесла и вкус мастера обеспечили создание подлинных произведений искусства из железа, выполненных руками мастеров по художественной ковке металла в современных условиях.
С древних времён деревянные изделия находили широкое применение в быту горцев. В произведениях современных ингушских мастеров резьбы по дереву присутствует простота, глубокая приверженность традициям национальной культуры.
В настоящее время изделия, созданные ингушскими мастерами, служат не только украшением, но и непременной частью нашей повседневной жизни. Их продуманная форма, пропорции, рисунок национальных орнаментов характеризуют эстетику данных предметов, их художественное содержание, позволяющие превратить утилитарный предмет в произведение искусства. Несомненно, неоценим вклад талантливых мастеров в возрождение и развитие старинных национальных ремесел Ингушетии.